Евгений Глазов
Снижение потерь при транспортировке груза с помощью спутникового мониторинга Wialon
В предыдущей статье "Система мониторинга как инструмент профилактики страховых случаев в грузоперевозках" мы показали неутешительную статистику финансовых потерь при транспортировке грузов. В этой статье мы рассмотрим нюансы перевозки особенных грузов, риски, связанные с ними, и актуальные решения в этом направлении.
Повреждение при погрузке-разгрузке
Каким бы ни был ваш груз, одной из наиболее частых проблем при транспортировке являются погрузочно-разгрузочные работы ненадлежащего качества. Как убедиться, что состояние груза и упаковка соответствует заявленной на этих этапах?

Наше решение (актуальное, своевременное, правильное) – это установка комплекта датчиков открытия двери и видеокамеры, которая записывает видео, длительностью 20 секунд каждое, на протяжении всех работ. Эти ролики можно посмотреть онлайн, а также в дальнейшем скачать, если по грузу возникнут какие-то вопросы.

Именно поэтому видео с целой упаковкой полностью решило бы много спорных случаев с повреждением груза. Видео позволяет проверить количество, качество упаковки, кто что и как делал. Мы, например, знаем о случае, когда перевозили дорогостоящий серверный шкаф, который благополучно довезли до места разгрузки, но повредили в процессе извлечения из кузова.
Перевозка продуктов
Многие наши клиенты перевозят грузы, к которым предъявляют строгие требования по температурному режиму. В этом также заинтересованы грузовладельцы, отправители и страховщики.

Сейчас международные перевозчики для этих целей используют термограмму, которую снимают с регистратора температуры рефа. Она предоставляется заказчику по факту как гарантия качества осуществлённой перевозки или для проверки и анализа в случае порчи груза.

В нашем случае, подключаясь к рефрижератору, можно в онлайн-режиме видеть значения штатных температурных датчиков, режим работы установки, температуру нагнетаемого и возвратного воздуха, а также установленную целевую температуру.

Благодаря гибкой системе уведомлений клиент сразу получает оповещение, если в процессе перевозки произошёл какой-то форс-мажор: температура в рефе не соответствует заданной, не тот режим работы установки или открылась дверь. В этом случае есть возможность, например, оперативно связаться с водителем, чтобы он проверил состояние груза и работу установки.

Но что если нет никакой возможности подключиться к рефрижератору? Тогда советуем для контроля работы водителей-курьеров к заказу помещать логгер* для фиксации температуры, чтобы потом, в случае нарушения, проверить, при каких условиях доставлялись товары.
*Логгер – регистратор данных, в основном применяется для регистрации показателей температуры, влажности, давления, регистрации различных видов нагрузок.
Хрупкий груз
Помимо товаров, которые требуют особой температуры при перевозке, мы также в отдельную категорию выделяем хрупкий груз, который может повредиться при транспортировке. Наши клиенты перевозили стекло, телевизоры, плиты из натурального камня.

Чтобы знать, что происходит с грузом, мы предлагаем устанавливать датчик удара и также получать уведомления о его срабатывании. Такие уведомления подробно фиксируются и доступны для анализа (времени и местоположения), где для груза были нарушены условия перевозки или был неосторожен водитель.
Уведомления о датчике удара в системе спутникового мониторинга Wialon
Рис. 1 Уведомление о срабатывании датчика удара
Фармацевтика. Цветы
Часто клиенты сталкиваются с перевозкой вакцин, медикаментов и при этом не страхуются. Насколько мы знаем от клиентов, такой груз в принципе не так просто застраховать и найти в нашей стране подходящую страховую компанию. Но даже в этом случае мы помогаем снизить риски, улучшая online-контроль и предоставляя возможность оперативно реагировать на возникающие отклонения, как перевозчику так и заказчику или владельцу груза.

Для этих целей мы либо устанавливаем дополнительные температурные датчики, либо подключаемся к регистратору температуры в рефе. Важно: если регистратор пишет данные каждые 15 минут, а вам нужно чаще, то мы можем предоставлять более подробную информацию с установки, например, каждые 3 минуты.
Кроме того, сейчас всё больше заказчиков (грузовладельцев) выдвигают условие о предоставлении онлайн-слежения за процессом перевозки. Это может осуществляться несколькими способами:
  • путём формирования временной ссылки с доступом на определенные рефы;
  • при помощи прямой передачи данных по ним на сервер заказчика;
  • используя интеграцию данных с транспортными биржами.
Люди в прицепе
Многие из вас, должно быть, видели новости о том, как в конце 2019 года в Великобритании в рефе нашли тела 39 мигрантов — и этот случай, к сожалению, далеко не единичный. Если в случае проблем с грузом последствия носят чаще всего экономический характер, то данная ситуация — это ещё и уголовное расследование, чего все участники цепочки перевозки явно хотели бы избежать.

Для исключения подобных ситуаций мы предлагаем дополнительные меры для контроля и оперативного реагирования в случаях несанкционированного проникновения в реф: установка сигнализации и датчика открытия двери, а также настройку уведомлений о соответствующих нарушениях. Такие решения помогают фиксировать и контролировать факты открытия дверей рефрижератора вне зон загрузки/разгрузки.
Настройка уведомлений о нарушениях в системе спутникового мониторинга Wialon
Рис. 2 Уведомления в Wialon о незаконном проникновении в прицеп
Основные выводы:
Современные системы мониторинга помогают снизить риски автовладельцев, позволяют действительно контролировать ситуацию и дают возможность оперативно реагировать на внештатные события ещё до наступления страхового случая. Решений много, и какое бы вы ни выбрали для инвестиций (вложений), это будет всегда выгоднее, чем нести убытки.
Теперь вы знаете! ;)