Кейсы support
Слив из обратки
Вводные данные:
Обратился клиент, который заметил, что у него слишком неравномерный расход топлива на автомобиле: и колеблется от 36л/100км до 68л/100км. Что немного странно, особенно для нестроительной техники, которая ездит по достаточно ровной местности, с примерно одинаковым грузом и не работает стационарно.

Вопрос: почему неадекватно меняется средний расход топлива на автомобиле?

Решение:
Для анализа мы взяли данные по расходу топлива на автомобиле клиента за 2 недели.
Сводная таблица приведена ниже:

Сводная таблица: данные по расходу топлива на автомобиле за 2 недели
Для полной картины мы будем одновременно анализировать 2 параметра:
  • расход в моточасах (л/ч)
  • расход на километрах (л/км)

Для сравнения возьмем 2 периода
(с "нормальным" и "завышенным" расходом).

График уровня топлива за 01.02.2018, когда средний расход составил 36/100:
График уровня топлива за 01.02.2018, когда средний расход составил 36/100
В интервале с 09:00 по 15:00, в котором машина ездила и где практически отсутствует холостой ход, расход в моточасах составил 16,08 л/ч.

График уровня топлива за 05.02.2018, когда средний расход составил 56л/100км:
На графике хорошо виден интервал времени с резким падением уровня топлива в баке.

При этом, в интервале с 09:00 по 15:00 также, как и 01.02.2018, расход в моточасах составил 16,24 л/ч. А вот средний расход на километраж в этом интервале составил 41л/100 км.

Если посмотреть еще внимательнее, то мы увидим, что в интервале с 15:23 по 16:03 (за 40 минут!) было потрачено 26,5 литра топлива, что соответствует расходу в моточасах 53,72 л/ч. А средний расход на километраж в этом интервале составил 165л/100 км!

Исходя из статистики работы автомобиля, по которой нормальным является расход 16л/ч - за 40 минут должно было израсходоваться около 12 литров.

Таким образом, перерасход за 40 минут составил примерно 14-15 литров топлива.

Стало еще интереснее. Копнули глубже!

При большом масштабе график уровня топлива и скорости в этом интервале следующий:
При большом масштабе график уровня топлива и скорости
Из графика видно, что интенсивный расход топлива начался в 15:32 после небольшой, длительностью в одну минуту, остановки (голубой фон).

Закончилось интенсивное падение уровня топлива, также, после остановки в 15:55.

Подобная ситуация повторилась 06.02.2018.

Обратили внимание, что автомобиль ездит по одному маршруту.

Но по одному и тому же маршруту расход меняется:
  • с 10:20 по 10:52 расход в моточасах составил 10,8 л/ч. и 48л/100 км
  • с 11:30 по 11:50 расход в моточасах составил 39,3 л/ч. и 118л/100 км

График сравнения двух поездок:
График сравнения двух поездок
Пробеги примерно сопоставимы – 93км и 102 км соответственно.
Но до 11:00 средний расход в моточасах по статистике составил 11 л/ч, а с 12:00 и далее – 16 л/ч.

Перерасход за поездку составил примерно 10 литров топлива!
Что не так?

Данные за 08.02.2018 также очень похожи:
Данные за 08.02.2018 — сравнение
Перерасход с 11:02 по 11:35 (за 30 минут!) составил примерно 20 литров.
График топлива 08.02.2018:
График топлива 08.02.2018
Данные за 13.02.2018 аналогичны.
Данные за 13.02.2018 — сравнение
Перерасход с 11:30 по 11:53 (за 20 минут!) составил примерно 17 литров.

Ну и чтобы убедиться в закономерности - данные за 14.02.2018.
Данные за 14.02.2018 — сравнение
Перерасход с 12:00 по 12:50 (за 20 минут) составил примерно 17 литров.

Для справки: 09.02.2018 и 12.02.2018 графики уровня топлива ровные.

Расход равномерный.

Средний расход в моточасах за эти дни составил 13 и 13,5 л/ч соответственно.

То есть машина (водитель) может и умеет работать нормально.
Так в чем все же причина?

Получается, что есть дни, в которые наблюдается равномерный расход, равный 13-16 литров в час или 45-48 литров на 100 км. А есть дни (и их большинство!), где наблюдается тенденция, что до обеденного времени расход составляет 10-11 литров в час, потом в течение получаса 40-100 литров в час, и далее примерно 16 литров в час.

Возможные варианты:

  1. В районе 12 часов дня машина выполняет очень сложную работу и, соответственно, тратит больше топлива из-за этого...
  2. После обеда расход увеличивается тоже, не так резко, но увеличивается.
    Возможно, до обеда вес перевозимого груза меньше, чем после… но что за "чудеса" тогда происходят в полдень. Странно.
  3. Водитель – профессионал, который хорошо знает свою машину.
    До обеда он ездит экономно, потом сливает 15-20 сэкономленных литров с «обратки» и дальше ездит в обычном режиме.
Рекомендации клиенту в таком случае:

  1. Уточнить режим работы техники, нет ли адекватных причин в характере работы техники в полдень или особенностей (сложностей) маршрута.
  2. В случае если это сливы, поскольку они начинаются и заканчиваются очень быстро. Значит в топливной системе автомобиля есть подготовленные тройники с кранами или врезки. Клиенту (механику) рекомендация: внимательно осмотреть топливную систему автомобиля.
  3. Стоит проверить, кто управлял автомобилем 09.02.2018 и 12.02.2018, когда расход был нормальный: если другой водитель, то вывод напрашивается сам собой.
  4. Можно хотя бы временно сменить водителя на данной технике и отправить его по тому же маршруту, с тем же заданием.

Результаты:
1
После проведенной очной проверки оказалось, что это был слив с обратки.