Как определить слив топлива в движении?
Задача
На днях к нам обратился клиент с вопросом о причине сильно завышенного расхода по автомобилю МАЗ в период с 13.03.2023 по 17.03.2023.

Линейная норма расхода топлива для этого автомобиля указана 22 л/100км.
А система ему показывала более высокие цифры, при этом каких-то явных сливов на стоянках системой зарегистрировано не было.
Возникло подозрение на слив в движении.

Решение
Начинаем разбираться.
В Wialon бегло оцениваем ситуацию:
На графике уровня топлива сразу обращает на себя внимание как минимум один участок в поездке с интенсивностью расхода явно выше среднего — мы это видим по изменившемуся наклону графика.
Далее воспользуемся приложением Track View. Кроме всех других своих преимуществ, приложение Track View помогает анализировать и умеет выделять на графике уровня топлива поездки, у которых средний расход топлива оказался выше нормы. И, таким образом, его функционал и автоматизация позволяет разобраться в ситуации намного проще и быстрее.

Запускаем приложение, выбираем объект и интересующий временной интервал.


В результате слева в таблице отчета получаем общую статистику по пробегу, абсолютному и среднему расходу топлива, а также — желаемую дополнительную информацию. Данные, выводимые в статистику, кстати, настраиваются индивидуально по желанию пользователя.

Внизу под картой находится та самая "фишка" Track View: график уровня топлива, на котором восклицательным знаком и штриховкой выделены сегменты, где обнаружен расход топлива выше заданной нормы.

Сама норма по умолчанию подтягивается из соответствующего поля в настройках объекта в Wialon.
Но, по необходимости, ее можно быстро изменить прямо в приложении, и оно сразу пересчитает данные с учётом новой нормы.
При наведении указателя мыши на конкретную иконку с восклицательным знаком появляется информация о фактическом среднем расходе топлива на этом участке.
Плюс такие участки для удобства еще и подсвечены по всему графику уровня топлива.

И дальше мы производим анализ таких выделенных кусочков, чтобы понять, насколько оправдано в них был "завышен" расход топлива относительно линейной нормы.

Иногда для более объективной оценки причин пережога топлива, помимо графика уровня топлива, мы еще анализируем данные об изменении рельефа местности, скорости движения автомобиля и оборотах двигателя — т.е. те факторы, которые непосредственно влияют на расход топлива.
Подобные настройки можно менять "на лету", т.к. они открываются непосредственно из рабочего пространства приложения.

Вернёмся к нашему кусочку с расходом в 92 л.

После выделения мышью на графике нужного нам участка, приложение автоматически нам масштабирует этот участок на всю рабочую зону графика и центрирует карту на соответствующем этому участку треке, плюс показывает статистику именно по этому участку.
Конкретно в данном случае на приведенном скрине мы видим:

  • что уровень топлива на обозначенном участке снижался значительно интенсивнее, чем на соседних;

  • при этом по кривой скорости также видно, что с двух сторон этот участок (поездка) отделен стоянкой и остановкой и, судя по всему, не просто так;

  • впоследствии уровень топлива не повысился;

  • скорость во всех поездках сопоставима, и дополнительный анализ рельефа также не обнаружил ничего оправдывающего такой завышенный расход.

Совокупность данных (динамика изменения уровня топлива, трек, остановки в начале и в конце) позволяет сделать вывод, что действительно имел место слив топлива с обратки во время движения.

Дальнейшая аналитика проводится без особых дополнительных действий со стороны пользователя, т.к. все необходимые данные для однозначной оценки ситуации и исключения ошибки доступны здесь же (в приложении).

Например, по движению мыши по графику на треке автоматически перемещается метка, точно соответствующая положению курсора, при этом пользователь видит трассировку значений кривых графика
А после клика на карте по иконке стоянки выводится информация о длительности, точном адресе стоянки, и на графике выделяется соответствующая этой стоянке часть.
Все это позволяет оперативно видеть общую хронологию движения автомобиля, а также фиксировать подозрительные остановки, их места и длительность.

Ну и напоследок прикинем, сколько было слито топлива.
Пробег в этой "странной" поездки: 28,4 км.
Завышенный расход: 91 - 22 = 69 л/100км
Лишнее потраченное топливо: 28,4/100*69 = 19,5 л.
Это стандартная канистра.

Что и требовалось доказать.

Результат:

  • результат данного анализа был предоставлен клиенту;

  • клиент остался доволен и, увидев что это не так сложно — попросил научить его делать такую же аналитику самостоятельно;

  • водитель чистосердечно признался во всем, когда ему указали на места остановок, точное время и объём слитого топлива;

  • пока сливать, вроде, перестал... посмотрим, надолго ли…