Особенности учёта рабочего времени и контроля топлива на строительной техникеЧаще всего и на данный момент самый популярный вариант организации контроля расхода топлива — это… его отсутствие :)
Ну, а если точнее, то это работа с нормами, которые, как правило, умножаются на рабочее время.
Которое, как правило, водители сами себе записывают.
В целом, иногда такого метода бывает и достаточно (когда достаточно какого-то определенного уровня точности).
Но, наверное, истину и реальную картину все-таки знать хочется всегда.
Работа с нормамиВообще, это вполне рабочий вариант.
Но в этом случае важно уметь как
уточнять сами нормы, так и
замерять точное время работы (реальных моточасов), на которое эти нормы умножаются.
Для уточнения норм - мы обычно рекомендуем сделать замеры расхода топлива и коэффициента моточасов для разных режимов работы техники (на разных оборотах), в том числе с коробкой отбора мощности (КОМ)
Для уточнения времени работы - мы обычно рекомендуем подключаться к генератору, чтобы видеть обороты двигателя, и к CAN-шине, чтобы видеть нагрузку на двигатель автомобиля.
Как правило, уже этого достаточно, чтобы начать действительно экономить топливо.
Но еще важнее, что при этом контролируется реальное время работы техники, а это:
- зарплата водителя;
- контроль объективности внеурочной работы (если надо срочно успеть, когда до этого халтурили);
- частота и дата прохождения следующего ТО на технике;
- повод переоценить эффективность использования своих активов (в случае вскрытия фактов простоя или неэффективного использования техники), и, возможно, часть техники в таком случае просто окажется не нужна, её можно продать или перекинуть на другой проект.
Датчики уровня топлива и расходомерыВторой по популярности вариант контроля топлива - это установка датчиков уровня топлива, или как мы их называем — ДУТ.
Датчик уровня - это такая трубка-конденсатор на всю длину бака, которая позволяет замерять объём топлива в нём.
Однако, в связи с особенностями рельефа и специфики работы решение с ДУТ не всегда подходит для строительной техники (большое количество колебаний, работа под наклоном, резкие движения и т.д.).
Замеры топлива через ДУТ в таком случае информативно делать только до и после окончания работы, либо во время стоянки, желательно в горизонтальном положении. Поэтому..
Лучше и эффективнее на спецтехнике — измерять расход топлива расходомером.Расходомер — это такой "аналог счётчика воды", только для топливной магистрали.
Его минус в том, что он (в отличие от ДУТ) абсолютно не видит, сколько топлива в баке и, соответственно, не видит ни заправки, ни сливы.
Но... зато очень неплохо и точно показывает, сколько топлива по факту потребляет техника.
Расходомер работает только когда техника заведена (работает двигатель).
И в некоторых редких кейсах (например когда есть проблемы с генератором и не видно оборотов) мы даже используем расходомер как индикатор полезной работы двигателя (когда расход увеличивается).
Кстати, данные с CAN-шины (бортового компьютера) - это возможность получить информацию со штатного "расходомера".
Поэтому если эти данные есть и они доступны — это очень неплохо
Важно понимать, что:
- Если использовать только ДУТ, то непонятно, какой будет на самом деле расход во время работы, сливает ли водитель через "обратку" и т.д.
- Если использовать только расходомер, то непонятно будет, сливают ли с техники, когда она не заведена и стоит. Точнее, по расхождению заправленного топлива (данные с топливозаправщика, например) и потраченного во время работы топлива можно будет предположить, что точно сливают, но неясно: в какое время, кто и какая охрана на объекте в это время дежурила
Поэтому, чаще всего, мы клиентам на строительную технику рекомендуем комбинированный вариант.ДУТ позволяет измерять уровень топлива во время стоянки (исключить ночные сливы, фиксировать уровень топлива до и после работы, факты и и объемы заправок).
Расходомер позволяет видеть и измерять реальные цифры расхода топлива во время работы.
Хитрый вариантЕсть еще один интересный вариант, который мы иногда предлагаем клиентам.
Если техника, задачи и условия работы однотипные, то можно на одну технику установить расходомер и сделать на нём все необходимые замеры (оборотов, реального расхода топлива) в зависимости от производимой работы, оборотов и т.д.
Тем самым, по сути, как бы, уточняя нормы для комбинации конкретно этого вида техники и именно этого вида работ :)
Дальше просто использовать полученные данные для остальных машин.
Ну или на остальной технике установить ДУТы (для контроля сливов и заправок), а сам расход топлива контролировать, фиксировать и списывать исходя из уточненных норм и замеров реального времени работы на различных режимах.
Есть риск необъективности, но зато мы в таких проектах очень сильно экономим бюджет и вложения клиента :)
Еще такой вариант может быть актуален, если техника не самого клиента, а он берёт её в аренду под какой-то проект или задачу..
Но при этом хочет контролировать эффективность её использования и затраты топлива.
Особенные и сложные проектыЕсть и более сложные проекты, например где мы устанавливаем расходомеры на измельчитель древесины (дробилки).
CAN в такой технике может отсутствовать.
Установка ДУТ может быть нецелесообразна из-за очень больших колебаний топлива,
А нормы, как правило, сильно завышены.
В этих случаях для контроля топлива наилучшим образом подойдёт расходомер.
Но нюанс в том, что такая
техника за счёт своей мощности имеет очень большой расход топлива.Это с одной стороны усиливает актуальность самого контроля, а с другой — усложняет подбор необходимого оборудования и его монтаж.
К слову сказать, многие отказываются от таких проектов и такого вида работ..
но только не мыДля таких ситуаций мы подбираем специальные большие расходомеры, рассчитанные на очень большой поток топлива, ну и… правильно и по технологии его устанавливаем :)
Это позволяет:- контролировать расход топлива;
- получить данные о том, когда техника работала на холостом ходу, а когда работала активно;
- контролировать сливы топлива из обратки;
- косвенное оценивать, происходят ли сливы топлива (зная объемы заправок и фактический расход топлива).
Актуальность для отраслиКак можно увидеть, потребность контроля топлива на строительной технике ничуть не меньше и, даже я бы сказал, актуальнее, чем во всех других сферах.
А так как топливо там льется рекой (особенно если это, например, дизель-электростанция на большом объекте с большим, в несколько десятков тонн, объемом топлива), и если уже замерять, то лучше всего это делать по "полной программе"!
В целом, наша система в комбинации с нашим опытом, экспертизой и грамотно подобранным оборудованием действительно помогает клиентам взять ситуацию с топливом на своей технике под строгий контроль.
Ведь зная реальную картину и факты, имея возможность посмотреть историю — вы можете легко оценить прибыльность того или иного объекта, сравнивать между собой работу и рентабельность использования разных бригад.
И даже если Вы используете топливо как своеобразную "премию" водителям или даже целой команде на стройке.. то мы помогаем точно видеть её объём и фактический размер, чтобы максимально правильно учитывать этот "бонусный фонд" в анализе Ваших затратах и в Вашем управленческом учёте.