В процессе роста и развития бизнеса все компании проходят определённые этапы оптимизации и структуризации, наведения порядка, покупки инструментов для организации и упорядочивания своих действий.
Чаще всего первым и самым важным инструментом наведения порядка в компании является 1С. Вначале она помогает бухгалтерам ничего не терять, затем – менеджерам по продажам правильно оформлять документы и фиксировать продажи, параллельно ведётся учёт и контроль склада. Ну и дальше модули 1С можно использовать и развивать бесконечно, добавляя отчёты для руководителя, управленческий учёт и так далее.
В какой-то момент отдельно может быть приобретена CRM или ERP-система, в которых структурируются рабочие процессы компании и фиксируются уникальные последовательности, этапы взаимодействия, частота и факты общения с клиентами.
Кто-то CRM (или ERP) пишет самостоятельно, кто-то покупает готовые решения, кто-то "допиливает" под себя какие-то бесплатные модули, а кто-то может неплохо контролировать ситуацию в бизнес-процессах при помощи Excel или Google-таблиц.